Положение о Московской олимпиаде по «Мировой художественной культуре»

 

Обновление содержания образования осуществляется в соответствии с вектором движения образовательного процесса, преобразующего модель «Школы знаний» в модель «Школы развития компетенций». Новое содержание диктует необходимость формирования у сегодняшних учащихся навыков самоанализа и самооценивания, которые неразрывно связаны с процессами самопознания и саморазвития.

Школа будущего призвана дать совокупность знаний о мире, раскрыть его общие закономерности, научить учащихся совершенствовать мир вокруг себя, не нарушая его законов. Необходимо формировать мировоззрение учащихся, основанного на единстве художественной и научной картин мира.

Предмет “Мировая художественная культура” занимает особое место в системе гуманитарного образования школьников.  Его главная цель – обобщить и систематизировать знания, полученные в основной школе на уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, истории помочь учащимся в старшей школе освоить основные закономерности развития культуры и цивилизаций разных народов и стран через художественно-образную специфику искусства.

«Мировая художественная культура» помогает понять и освоить богатство культурного наследия предыдущих эпох, его влияния на современные процессы, происходящие в искусстве и общественной жизни, то есть помогает «услышать» и понять диалог культур через века. Это широкий интегрирующий предмет, который формирует у учащихся умение ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры разных стран и эпох, призывает к умению “прочитывать” разные произведения искусства по наиболее важным признакам художественного направления, стиля, образа.

 Организация внеурочной предметной деятельности позволяет учащимся приобретать новый художественный и общекультурный опыт, осознавать значимость художественной культуры в процессе их социализации.

 

         ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ.

Цели:

1.        Способствовать актуализации знаний учащихся, их умению ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры, помогает выявить сформированные компетенции, включающие общение учащихся с произведениями искусства и направленные на формирование ценностных ориентиров и социализацию учащихся;

2.         Выявлять самостоятельные взгляды и оценки старшеклассников по отношению к «культурной памяти» человечества, то есть выявить степень художественной зрелости личности современного старшеклассника.

3.        Способствовать активизации продуктивной художественно-творческой деятельности учащихся в области культурного пространства, поиску новых форм освоения культурного наследия (освоение современных источников информации, включая Internet, информационных технологий, проектных видов деятельности в малых группах, направленных на исследовательскую, издательскую, музейную педагогику, театральную и другие виды творческой деятельности по МХК).

4.        Способствовать присвоению общечеловеческих нравственно-этических ценностей, отраженных в произведениях искусства, преобразованию их в личностно-значимые.

Задачи:

·       выявить сформированность предметных, метапредметных и личностных компетенций;

·       выявить базовые знания учащихся, связанные  с пониманием художественной культуры конкретной исторической  эпохи (на основе действующих стандартов);

·       определить уровень развития художественной культуры старшеклассника (художественная грамотность, художественное мышление);

·       выявить сформированность социокультурной компетентности учащихся (их социальную и творческую активность);

·        выявить сформированные навыки учащихся в восприятии произведений искусства и  «прочтения художественных текстов», умений аргументировать самостоятельные суждения об искусстве и культуре в целом,  их функциях и социальной значимости (способность к анализу и обобщению полученных знаний, соотнесению разных художественных явлений, творческому осмыслению конкретных примеров).

 

Участники олимпиады.

 

         В олимпиаде участвуют школьники 8-11 классов общеобразовательных учреждений г. Москвы.

 

Содержание олимпиады, этапы ее проведения.

Учитывая специфику преподавания предмета «Мировая художественная культура» в образовательных учреждениях (вариативность программ и школьных курсов), данная олимпиада не предполагает проверку знаний учащихся по конкретным темам какой-то одной программы, но ориентирована на требования к трёхуровневой системе результатов обучения, заложенных в государственных образовательных стандартах нового поколения. Содержание вопросов и заданий предполагает:

- наличие знаний, умений и навыков учащихся, связанных с освоением содержания предмета «Мировая художественная культура» не только по базовому, но и по углубленному уровню изучения;

- сформированность общеучебных навыков;

-  наличие личностных оценок.

Идея Олимпиады связана с необходимостью формирования ценностных ориентиров учащихся на материале художественной культуры разных исторических эпох. Основой этого подхода является сама природа искусства – поиск идеала человека, воплощенного в художественных образах.

Суть всех заданий сводится к выявлению уровней предметных компетенций  учащихся,  а также к определению глубины проникновения в идеи, образы и содержание мировой художественной культуры  второй половины ХХ – начала ХХI века и построению диалога современного человека с художественным явлением культуры.

В 2012-2013  учебном году педагогическое содержание олимпиады направлено на дальнейшее развитие проблемного видения художественного явления и диалога культур,  укрепление связи образования с музейной педагогикой.

 

Этапы проведения олимпиады.

 

Московская олимпиада школьников проводится в два тура на базе ММОМА (МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА) и использует четыре музейные площадки: ул. Петровка 25, Ермолаевский пер.17, Тверской бульвар 9, Гоголевский бульвар 10.

Первый тур – отборочный (с 1 октября 2012 г. по 31 января 2013 г.) проводится в виде Интернет-олимпиады в индивидуальном  зачёте.

Интернет-задание.

В задании предлагается передать ключевые идеи искусства второй половины ХХ -  начала ХХI века и отобразить их в авторской инсталляции на одну из заданных тем. Итогом отборочного тура является компьютерная презентация (слайд-проект) на основе авторской инсталляции.

Предусматривается посещение выставок и экспозиции Музеев современного искусства  для создания авторской инсталляции.

Слайд-проект (8-10 слайдов объёмом 3-4 Мб) содержит:

Титульный лист, фото и (или) видеоматериалы авторской инсталляции, авторский текст (концепция, пояснения), ссылки на используемые материалы музейных коллекций.

Слайд-проект является завершенной художественной формой.

Презентации участников высылаются  по адресу: olympiada-MXK@yandex.ru

По результатам отборочного тура определяются участники очного городского этапа из числа победителей и призёров отборочного тура, а также победители и призёры олимпиады прошлого года.

Второй тур – очный проводится  16-17 марта 2013 года.

Типы и варианты заданий для проведения городского тура составляются и предлагаются кафедрой эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования, разработанные совместно со специалистами Московского музея современного искусства.

Тур проводится в виде творческого индивидуального первенства и соревнования сборных (собранных случайным образом) групп на заключительном этапе.

Участникам олимпиады будет предложено путешествие по Московскому музею современного искусства и индивидуальная работа по «маршрутным листам», направленная на выявление специальных предметных компетенций в области мировой художественной культуры второй половины ХХ – начала ХХI века.

В завершении олимпиады будет проведён дискуссионный «круглый стол» со специалистами и сотрудниками Московского музея современного искусства на тему: «Современное искусство - это…» В дискуссии могут быть использованы презентации отборочного этапа  олимпиады.

Для проведения Московской городской олимпиады по МХК формируется жюри. В состав жюри входят как специалисты-искусствоведы, музейные специалисты ММОМА, так и практикующие учителя, имеющие большой опыт работы по предмету.